Если вы решили использовать на своем сайте расширенную торговлю необходимо учесть некоторые особенности при её внедрении.
В прошлый раз мы разбирали принципы работы Enhanced Ecommerce Google Analytics, сегодня поговорим о ее внедрении (про настройку электронной торговли в Google Analytics читайте здесь). Доступно два варианта внедрения расширенной торговли:
- через код отслеживания Google Analytics;
- с помощью Google Tag Manager.
Мое личное мнение, что принципиальных отличий в вариантах нет. В любом случае необходимо описывать товары, действия пользователя и др. информацию с помощью определенных команд на JavaScript, а затем все передавать или в Google Analytics напрямую или через уровень данных в Google Tag Manager.
Наверное единственным отличием, на которое можно обратить внимание, является то, что в случае внедрения через Google Tag Manager нет необходимости отслеживать подключение соответствующего модуля, который по умолчанию отсутствует в стандартном файле Google Analytics.
1 |
ga('require', 'ec'); |
Итак с чего начать внедрение? Я рекомендую с изучения сайта: логики его работы, расположения различных элементов подлежащих отслеживанию, вариантов оформления покупки и т.п.
В результате проведенной работы у вас должна быть информация:
- какие списки товаров используются на сайте;
- какие варианты и процессы оформления заказа есть на сайте;
- выполняют ли пользователи все действия отдельно, которые предусмотрены расширенной торговлей или есть их «склейка» (см. ниже);
- какими из доступных стандартных полей описываются товары;
- есть ли необходимость использовать дополнительные поля;
- какие категории товаров используются и их иерархия.
Это основные данные, которыми вы должны располагать, чтобы выполнить внедрение расширенной торговли Google Analytics.
Несколько слов про действия. Как я писал ранее, расширенная торговля использует набор действий пользователя выполняемых с товаром, они могут быть как последовательны, так и нет. Последовательны — я понимаю это как фиксация действия торговли при действии пользователя. Например, нажал на блок товара в списке, посмотрел страницу подробной информации и т.д.
«Склейка» действий — это когда одно действие пользователя вызывает несколько действий расширенной торговли. Например, кнопка В корзину под блоком товара в списке. Если пользователь ее нажимает непосредственно в списке мы теряем информацию о подробном просмотре карточки и др. Т.е. мы должны на одно действие пользователя отреагировать и зафиксировать несколько действий расширенной торговли. Это важно для достоверности данных в отчетах.
Хотел бы еще раз обратить ваше внимание на именование списков товаров. Используйте такие названия, которые позволят вам впоследствии работать с собранными данными. Если у вас есть список Рекомендуемые товары я не вижу смысла делить его на более частные случаи. Каталог товаров — можно поделить на несколько вариантов, например мужская одежда, бытовая техника и т.д. Для распределения товаров по группам есть соответствующий параметр — категория товара.
В категории товара можно использовать иерархию до пяти уровней вложенности. Учтите, что вы ограничены 5 уровнями, и если у вас их в вашей схеме распределения товара больше, нужно в расширенной торговле выбрать схему предусматривающую это ограничение.
Описание товара — доступны несколько стандартных полей, а также можно создать свои дополнительные поля. Тут все просто, чем подробнее будет описан товар, тем больше информации можно получить из отчетов.
Процесс приобретения/заказа/оформления покупки на сайте. Если у вас несколько вариантов этого процесса, то нужно разработать универсальную схему, которая будет описывать их все или выбрать основной, если остальными можно пренебречь.
Теперь несколько слов про внедрение кода расширенной торговли в исходный код страниц сайта. Наверно для многих это будет не самым лучшим сообщением, но — без участия разработчиков расширенную торговлю не внедрить, даже если используется Google Tag Manager. Нужно настроиться на тесную работу с разработчиками, т.к. от того, насколько качественно они выполнят рекомендации по внедрению зависит достоверность собираемых данных. Я рекомендую после внедрения рекомендаций проводить аудиты на предмет выявления ошибок или замечаний по внедрению.
В зависимости от того, используете вы Google Tag Manager или нет код размещаемый на сайте будет отличаться, но суть его останется. Он описывает товары и выполняемые пользователем действия. При использовании Google Tag Manager для передачи сведений о расширенной торговли Google Analytics необходимо в тегах типа Universal Analytics дополнительно включить соответствующий переключатель.
В заключении этого материала хочу предупредить вас, что внедрение расширенной торговли это достаточно трудоемкий и ответственный процесс. Вы должны нацелить себя на качественную, возможно достаточно продолжительную работу и учесть, что не все в настройке решают специалисты по Google Analytics и ваши разработчики, вам тоже нужно потрудится, чтобы подготовить качественные данные о которых я говорил выше.