Каких функций нет в Google Analytics 4, но которые так привычны при работе в Universal.
Прошло cовсем немного времени с того момента как сообщество веб-аналитиков, интернет маркетологов, специалистов по контекстной рекламе и всех кто так или иначе связан с сайтами в интернете сотрясла новость о том, что вышел Google Analytics 4.
За это время на волне информационного шума вышло несколько статей и обзоров, появились первые инструкции, обучающие курсы. Но что осталось многими незамеченным или недооцененным?
То, что новый Google Analytics 4, это не развитие версии Universal , а совершенно новая система со своими особенностями и логикой работы.
Если ранее в основе сбора данных были сеансы и действия пользователя в рамках сеанса (просмотры страниц, фиксируемые события), то в Google Analytics 4 в основе лежат события. Из-за этого (и по ряду других причин) привычная работа в Google Analytics “нарушается”. Приведу несколько примеров, почему сейчас рано делать Google Analytics 4 основным счетчиком.
Стандартные отчеты
В Google Analytics 4 отчеты отличаются от “привычных”. Например, вот так выглядит отчет по источникам трафика:
А чтобы построить свой собственный отчет нужно использовать Центр анализа, который работает не так, как создание кастомного отчета в Universal:
Воронки на виртуальных просмотрах страниц
В Google Analytics 4 типы хитов не различаются как в Universal, все единицы информации или хиты, отправляемые на серверы Google с сайта или приложения это события. Если вы используете на своем проекте полюбившиеся многим визуализации последовательностей достижения целей, то при переходе на Google Analytics 4 придется от них отказаться:
Таких воронок больше не будет, но в новой версии есть более гибкий и улучшенный инструмент построения воронок, к которому потребуется привыкнуть и научиться использовать
Импорт данных о расходах
Пока его нет в Google Analytics 4! Если вы прокидываете данные по расходам в Google Analytics и затем анализируете рекламные кампании в нем или в Data Studio, то в новой версии это пока не доступно.
На рынке много решений, когда Google Analytics выступает хранилищем данных о трафике и расходах, которые потом используются для создания отчетов по сквозной аналитике (я не сторонник этого решения и свои системы строю по другой модели). Такие решения пока не будут работать с Google Analytics 4.
Новый Measurement Protocol
В Google Analytics 4 используется вторая версия Measurement Protocol. Это значит, что вам необходимо изменить все интеграции, которые используются для передачи данных в Google Analytics. Самый яркий пример: фиксация оплаты в интернет-магазине.
Если развить тему, то можно представить ситуацию, что у вас подключен коллтрекинг и сведения по звонкам передаются в Google Analytics, на основе этих данных вы вручную или автоматически оптимизируете рекламные кампании. Что произойдет если данные по звонкам перестанут поступать в Google Analytics?
Новый API для отчетов
Поскольку я занимаюсь разработкой решений по сквозной аналитике, то мне для решения задач необходимо получить данные из системы веб-аналитики. Сейчас есть различные сервисы, которые автоматизируют этот процесс, а также библиотеки на Python и R, с помощью которых можно самому решить задачу по выгрузке данных. Для Google Analytics 4 таких решений пока нет. И нужно не забыть, что работает он не как Universal, в нем нет сессий, в привычном понимании этого слова.
Что делать?
Создайте новый счетчик типа Google Analytics 4 и настройте его параллельно с Universal. По мере того, как новые возможности будут появляться в 4-й версии вы сможете принять решение, когда пора полностью перейти на него.
Вы предлагаете отказаться от Google Analytics 4?
Нет! Просто я предупреждаю о тех моментах, которые иногда не очевидны.
За Google Analytics 4 будущее, но пока основной инструмент — Universal, думаю, что в ближайший год так и будет. За это время Google Analytics 4 приобретет часть привычного функционала, у сообщества появятся решения различных задач, интересные кейсы, всевозможные сервисы научатся передавать и извлекать по API и Measurement Protocol данные.