Обратная связь
Введите ваши данные, и я свяжусь с вами!
Какой у вас вопрос?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c обработкой персональных данных

Настройка сквозной аналитики

Материал обновлен 04:01:2022

Как на проекте настроить сквозную аналитику. Разберем несколько вопросов от определения до выбора способа настройки

Если вы можете ответить на вопрос — какой канал наиболее эффективен для вашего проекта, то, вероятно, у вас уже выстроена система, позволяющая получать и анализировать информацию из различных источников. Если ваша система учитывает длительность сделки и другие особенности вашего бизнеса, то вопрос настройки сквозной аналитики для вас либо не актуален вовсе, либо на текущем этапе развития проекта. Во всех других случаях стоит обратить внимание на возможности сквозной аналитики.

  • Во-первых, нужно ответить на вопрос, что такое сквозная аналитика и зачем она необходима проекту.
  • Во-вторых, выбрать инструменты для решения задачи по настройке сквозной аналитики.
  • В-третьих, проверить готовность проекта к внедрению сложной системы.
  • В-четвертых, определить задачи, которые должно решить внедрение сквозной аналитики.
  • В-пятых, выбрать способ настройки сквозной аналитики.

Что такое сквозная аналитика и зачем она необходима проекту?

Если вы используете различные площадки для привлечения трафика, ведете учет обращений с сайта или мобильного приложения, используете плановые показатели и хотите видеть в едином пространстве всю необходимую информацию, то вашему проекту необходима настройка сквозной аналитики. Почему?

Системы веб-аналитики позволяют получить информацию о посетителях сайта или пользователях мобильного приложения и о том, какие действия они совершают. Маркетинговые площадки содержат в себе информацию о показах, кликах и расходах на рекламу. CRM и другие подобные системы помогают работать с заявками сайта после первого контакта с потенциальным клиентом. Системы коллтрекинга и подобные им помогают фиксировать и анализировать контакты ваших будущих клиентов с сайтом. Но все эти системы представляют собой обособленные системы, содержащие ценную информацию.

Задача настройки сквозной аналитики заключается в том, чтобы свести все разрозненные данные в единый массив полезной информации, которая поможет принимать вам верные решения в развитии бизнеса. Например, видеть фактические продажи или лиды, ставшие покупателями, вместо созданных заказов и лидов в Google Analytics.

Обобщенная схема обмена данными

Обобщенная схема обмена данными

Промежуточный итог — настроенная сквозная аналитика позволяет:

  • автоматизировать задачи по формированию отчётности
  • объединить различные системы в единое пространство
  • посчитать вклад канала, кампании или объявления в фактическую продажу
  • рассчитать фактическую стоимость заказа
  • выявить возможные проблемы в воронке продаж
  • посчитать LTV
  • оценить эффективность подразделения (например, коллцентра) или отдельного сотрудника

Какие инструменты выбрать для настройки сквозной аналитики?

Обязательно понадобятся настроенные системы веб-аналитики и система учета обращений с сайта, это минимальный набор для сбора данных. Если вы не используете CRM или подобную систему, то организовать фиксацию заявок можно в обычной таблице Google Sheets, в любом случае такой учет необходим.

Параллельно с описанными выше работами требуется обеспечить единый стандарт работы с рекламными площадками – речь про стандарт UTM меток. В зависимости от сложности проекта этот этап может занять от 1-2 дней до нескольких недель.

Настроен сбор данных, рекламные кампании приведены в порядок, пришло время получения данных. При настройке сквозной аналитики для получения информации из различных систем можно использовать как собственные скрипты автоматизации, так и готовые сервисы. Выбор варианта зависит от того, какой набор данных необходим, сколько систем участвует в системе сквозной аналитике и т.п.

Следующий важный этап – где будет организовано хранение данных из различных систем. Чаще всего это Google Big Query или ClickHouse.

Кратко о каждом из вариантов. Google Big Query – относительно дешевый вариант, снимается вопрос администрирования базы данных. Минусы – есть ограничения на использование, для проектов из Российской Федерации может быть актуально соблюдение требований законодательства о персональных данных. ClickHouse – бесплатное хранилище, можно развернуть на своем оборудовании с полными возможностями администрирования (сервер и услуги админа оплачиваются отдельно) или приобрести как сервис в Яндекс Облаке. Из минусов — необходимо администрировать сервер, на Яндекс Облаке дорогие тарифы, и нет возможности настройки всех опций базы данных.

Заключительный этап настройки сквозной аналитики – выбор инструмента для формирования отчетов. Наиболее популярные это Power BI и Google Data Studio. Как и с хранилищем, у каждого есть свои преимущества и недостатки. Выбирать необходимо, исходя из задач конкретного проекта.

Фрагмент модели данных PowerBI

Фрагмент модели данных PowerBI

Подведем промежуточный итог. Необходимые инструменты:

  • Google Analytics, Яндекс Метрика
  • Google Tag Manager
  • ETL система
  • Google Big Query, ClickHouse или другое хранилище
  • система коллтрекинга
  • CRM система
  • PowerBI, Google Data Studio

Готовность проекта к настройке сквозной аналитики

Без нескольких базовых компонентов построить сквозную аналитику на проекте не получится. Что обязательно нужно сделать:

  • настроить веб-аналитику
  • обеспечить учет обращений с сайта
  • максимально фиксировать все касания с клиентом
  • стандартизировать UTM метки

Вы можете возразить, что достаточно Google Analytics для сквозной аналитики, и у вас уже в нем все настроено. Это типичное утверждение, и оно отчасти верно. Действительно, Google Analytics — лидер в области сбора информации о посетителях сайта и, как правило, именно эта система используется при настройке сквозной аналитики, но, как всегда, есть свои особенности.

Например, в Google Analytics фиксируются данные о созданных заявках с сайта (информация поступает из CRM), но часть из них в итоге не достигает конечной точки воронки, и заявка не трансформируется в успешно закрытый заказ. Встроенными возможностями Google Analytics нет возможности посчитать LTV или построить ABC анализ, даже если выгрузить из него необходимые данные, то часть заказов может не соответствовать фактической полноте заявки (например, часть заказа при отправке пользователю была изменена или исключена из первоначального заказа).

Таким образом, мы получаем картину, где каждый инструмент отлично решает свою задачу, но не дает полного представления о положении дел. Вот тут и необходимо настроить сквозную аналитику.

Задачи сквозной аналитики на проекте

Определите, что вы хотите получить после настройки сквозной аналитики. Возможно, это сложная система с отчетами для подразделений, представлением данных в различных срезах и т.п. А может быть достаточно дашборда с ключевыми показателями эффективности, чтобы оперативно оценивать развитие проекта. Сложность и объем задач зависят от уровня развития проекта и культуры работы с данными.

После внедрения сквозной аналитики вы сможете в одном месте хранить всю необходимую для работы информацию, извлекать ее для работы как через инструменты визуализации данных, так и другими способами (например, используя SQL запросы). Сегментация пользователей, подробная информация о расходах на рекламу, расчет базовых и производных метрик. Сравнение фактических и плановых показателей и массу других сведений.

Фрагмент SQL запроса

Фрагмент SQL запроса

Способы настройки сквозной аналитики

Существует несколько вариантов реализовать сквозную аналитику на проекте, от элементарного до сложного, а также несколько способов автоматизировать процесс сбора и обработки данных.

Самый простой способ. Настроить сбор необходимой информации, вести ручной учет заявок, строить на основе отдельных блоков данных необходимые отчеты для работы. Минусы – нет единого пространства для работы с данными, данные фактически разрозненны, низкая, или совсем отсутствует автоматизация.

Более сложный способ заключается в том, что данные из разных систем выгружаются вручную, как правило, в единый файл Excel или Google Sheets, на основе которых формируются необходимые отчеты.

Самый сложный, но наиболее правильный способ настройки сквозной аналитики заключается в том, чтобы выгружать все необходимые сведения в хранилище данных и уже из него получать необходимую информацию для визуализации или для анализа.

Как достичь максимальной автоматизации, или какие способы настройки сквозной аналитики существуют.

Первый способ – выбрать сервис сквозной аналитики, подключить к нему свои источники данных и использовать набор отчетов и функционала, который предлагает сервис. Плюсы: скорость внедрения, отсутствие вопросов, которые могут возникнут при поддержке настроенной сквозной аналитики. Минусы: ежемесячная оплата, которая может зависеть от объема информации, используемой вами для работы (больше трафик, много рекламных кампаний и т.п., выше стоимость), фактически вы не можете либо ограничены в распоряжении данными, которые сервис использует для формирования отчетов.

Второй способ – настроить сквозную аналитику с учетом всех особенностей вашего проекта. Для загрузки данных из рекламных и других систем достаточно сервисов, которые на отлично справляются с задачей. Если есть желание сэкономить, то можно использовать свои скрипты автоматизации. При выборе средства визуализации вы также не ограничены, можно построить простые отчеты в одном инструменте, более сложные в другом. Весь массив данных, получаемых при выгрузке данных, находится в вашем хранилище, вы можете самостоятельно обращаться напрямую к базе данных (используя SQL), формируя необходимые срезы и т.п. Плюсы: все данные в вашем владении, формирование любых отчетов, добавление произвольных источников. Вы не ограничены предлагаемым набором визуализаций (как правило, сервисы ограничивают возможность построения нестандартных решений, т.к. если учитывать особенности каждого проекта, то не получится создать массового решения). Минусы: поддержка системы и хранилища.

Как видите, существует несколько вариантов настройки сквозной аналитики, какой выбрать, зависит от вашего проекта.

Если вам необходима консультация по настройке сквозной аналитики или помощь во внедрении, я готов помочь в решении ваших вопросов

Рассылка бесплатных кейсов, инструкций, обзоров
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Ежедневные новости из мира аналитики в Telegram канале
Настройки, интеграции, примеры реальных задач, пошаговые инструкции
материалы ПО ТЕМЕ:
ОБСУЖДЕНИЕ:
Оставить комментарий
Для добавления комментария — заполните форму!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c обработкой персональных данных